12426

Арам Ильич Хачатурян. Балет «Спартак». Версии. Пересказ либретто

Omskman

offline
Работа над музыкой продолжалась три с половиной года, партитура была закончена в начале февраля 1954-го. В 1959-м за балет «Спартак» Хачатурян награждён Ленинской премией.
Сегодня в мире существует более 20 версий постановки балета. Наиболее известные — версии двух театров: Мариинского и Большого.

Мариинский театр

Либретто Николая Волкова[1]
Хореография Леонида Якобсона
Первое представление —Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 27 декабря 1956 г.
Балет в 4 актах 9 картинах
Спектакль идёт с одним антрактом
Продолжительность —2 часа 40 минут

Якобсон полностью отказался в своей постановке от классического танца с выворотностью ног, позициями, пуантами. И солистки, и кордебалет танцевали в сандалиях.

А.Хачатурян «Адажио» из балета «Спартак»
Юрий Смекалов и Дарья Васнецова
Мариинский театр, 2011

 1. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак».

Omskman

offline
  • Автор темы

Большой театр

Либретто Игоря Моисеева совместно с Николаем Волковым
Хореография Игоря Моисеева
Премьера состоялась 11 марта 1958 г.

Либретто Юрия Григоровича[1]
Хореография Юрия Григоровича
Премьера состоялась 9 апреля 1968 г.
Спектакль идёт с двумя антрактами
Продолжительность — 3 часа

Григорович полностью ушёл от новаторской эстетики Леонида Якобсона, повернув хореографию в академическую сторону. Постановка Григоровича имела огромный зрительский успех благодаря  артистическому ансамблю, в котором главные партии исполняли:
Спартак —Владимир Васильев;
Фригия — Екатерина Максимова;
Красс —Марис Лиепа;
Эгина — Нина Тимофеева.

А.Хачатурян «Адажио» из балета «Спартак»
Людмила Семеняка и Ирек Мухамедов
Большой театр, 2011

 1. по мотивам одноименного романа Раффаэлло Джованьоли (с использованием сценария Николая Волкова)

Omskman

offline
  • Автор темы

Действующие лица

Спартак – фракиец, предводитель восставших рабов
Фригия – фракийка, возлюбленная Спартака (в некоторых редакциях — жена Спартака)
Красс – римский аристократ, полководец
Эгина – греческая танцовщица, наложница Красса
Вольноотпущенник Красса
Умирающий раб
Лентул Батиат – владелец школы гладиаторов
Гладиаторы: Гармодий, Mapмилон, Ретиарий; и другие: Андабаты, Фракийцы, Самниты
Глашатай
Египетская танцовщица
Афинский мим
Старуха, служанка Эгины
Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты

Действие происходит в Римской империи в 73 — 71 годах до н.э.

Omskman

offline
  • Автор темы

Краткое содержание

Действие I

Картина 1
Нашествие
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обре­чены на рабство. Среди них — Спартак.

Монолог Спартака
У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыс­лит свою жизнь в рабстве.

Картина 2
Рынок рабов
Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлу­чают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией.
Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии
Фригия тоскует об ут­раченном счастье, с ужасом думая о предстоя­щих ей испытаниях.

Картина 3
Оргия у Красса
Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину насторажи­вает его интерес к молодой девушке. И она во­влекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака
Спартак в отчаянии — он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4
Казарма гладиаторов
Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II

Картина 5
Аппиева дорога
На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака
Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6
Вилла Красса
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса . Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться — к вилле направлется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины
Она давно жаждет обольстить и под­чинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7
Пир у Красса
Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной.Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака
Он пере­полнен радостью победы.

Картина 8
Победа Спартака
Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь — пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III

Картина 9
Месть Красса
Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины
Для нее Спартак — тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план — опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10
Лагерь Спартака
Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака
Спартак предчувст­вует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11
Разложение
Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса
Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12
Последний бой
Легионеры окружают войска Спартака. В нерав­ном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Реквием
Фригия находит тело Спартака. Она опла­кивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

Источник: Либретто Большого театра

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии и ответы. Перейти на страницу регистрации.

ПомощьЗарегистрироваться/войти через социальную сеть.

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

 

Найдены 3 похожие темы